Эйджизм – Становимся старше, затем стареем по расписанию.

07.11.2019 0 By Capt. Tymur

В своем видеоблоге на ютубе я на днях выпустил новое видео, посвященное письменным рекомендациям о продвижении. В комментариях я увидел человека с которым когда-то ходил в море, и он упомянул что уже долгое время не может получить продвижение. Я этого человека знаю и уверен что он хоть сейчас готов занимать должность старпома на балкере.

Отправил письмо в крю департамент нашей компании и рекомендовал этого человека соответственно. Получил ответ – мол спасибо, но ему уже 52 года, у него нет опыта и он поменял много компаний.

Такой ответ меня взбесил. Хотя это и не в первый раз. С тех пор как крю департаменте поменялся начальник, они не приняли ни одной моей рекомендации. Хотя раньше я предлагал кандидатов и не помню чтобы кто-то из них не прошел.

Я очень возмутился и сказал что это настоящая дискриминация. Меня в свое время тоже немало дискриминировали, только по причине недостаточного возраста, теперь я вижу что-то наоборот. Мысль о том что жизнь летит быстро и мои 52 не так уж далеко – меня это взбесило еще больше. Я стал изучать вопрос.

Оказалась что у такой дискриминации есть свое название – эйджизм. От английского эйдж, возраст. Это когда кто-то готов сотрудничать только с теми кто соответствует заранее установленным критериям возраста.

Казалось бы что любая дискриминация должна быть запрещена, но когда я начал гуглить, то обнаружил что в Европе только Германия, Франция и Бельгия имеют специальный закон который должен защищать людей от дискриминации по возрасту.

На мое удивление декларация прав человека ООН, в своей статье 2, запрещает дискриминацию по трассе, полу, религии и так далее, но ничего не упоминает о возрасте.

Немного порассудив я понял почему.

Конечно, с возрастом способности человека меняются. В большинстве случаев они развиваются где-то до 30 лет и после 60 начинают с разной скоростью ухудшаться.

Практически все могут стоять вахту на капитанском мостике судна в семьдесят лет, но в восемьдесят это могут делать двое из десяти.

Все это правда, и правда печальная. Потому что наша славянская старость никак не защищена. Девять из десяти не знаю как и на что они будут жить на пенсии. Включая и меня.

Но проблема заключается в общем-то не в том что способности людей меняются, а в том что люди разные, и способности неодинаковы, и меняются они неодинаково.

Дело в том что работодателю стоило бы разбираться и выяснять кто есть кто. Но люди ленивы. Им гораздо проще задать какие-то определенные параметры и рубить всякого кто этим параметрам не соотвествует. Работодатель смотрит на вас, а на бумажку где расписаны ваши данные, ваше резюме.

Но дискриминация не появляется на пустом месте. Они бы не смогли бы дискриминировать этого кандидата если бы он был один.

Поверьте мне, когда у работодателя нет людей, его требования заметно снижаются. И все что они от вас требовали – уже не так обязательно.

Я сам когда-то был свидетелем ситуации – когда крюингу нужно было закрыть вакансию на одном судне куда никто не хотел идти и когда кандидат нашелся, была одна загвоздка – у него было мало опыта на таком типе судов и инспектор крюинга сам поменял одно судно на другое в резюме для того чтобы судовладелец не смущался. А между тем, от десять минут назад мог рассказывать кому-то другому что у него недостаточно опыта поэтому он должен идти с понижением или вообще отправляться восвояси.

В общем – к чему мы пришли. Эйджизм, то есть дискриминация по возрасту это зло. Но появляется он на почве переизбытка кандидатов.

Я однажды работал с капитаном у которого были явные признаки слабоумия. С его сообщений смеялись в офисе, но его никто не списал, его не дискриминировали по возрасту потому как это был такой период двухтысячных годов когда начался всплеск судостроения и понадобилось много людей – брали всех.

Приведу еще один яркий пример когда дискриминация по возрасту невозможна. Вторая мировая война. Военно-морской флот Германии. “Средний возраст командира подводной лодки составлял 27 лет, а в ходе войны он стал меньше, так что во второй половине войны командиру лодки в среднем было около 24 лет.”

Вы думаете эти 24 летние командиры подводных лодок заняли бы свои должности если бы у кригсмарине был выбор – конечно нет.

Пора сделать вывод – с дискриминация по возрасту мы ничего сделать не можем – но мы можем направить свои силы туда где конкуренции нет, ну или по крайней мере где она такая которую вы сможете выдержать.

Не забывайте что когда вы долго не можете получить работу в какой-то компании – то проблема может быть не в вас а в компании, необоснованно завышенные требования и много чего еще.

Честно говоря, будь мне сейчас 17 лет, я бы трижды подумал, стоит ли связывать свою жизнь с морем в 21 веке. Подумайте об этом, мы часто живем представлениями которые сформировались в прошлом когда как в настоящем все уже подругому.

Тимур, Никосия, Ноябро 2019 года.