Из мирной жизни в окопы.
Я всегда восхищался таким качеством, как смелость. Себя же я смелым никогда не считал, скорее наоборот. Как только речь шла об опасности, мне казалось, что я уже вижу худшие возможные результаты и оцениваю вероятность. Когда я видел, как в пьяной драке молодые люди с остервенением колотят друг друга, чтобы нанести максимальный ущерб, я спрашивал себя: “Неужели они не понимают, что так очень легко можно совершить непреднамеренное убийство?” Мне конечно же было ясно – что ничего они не понимают. Потому что в состоянии аффекта, потому что не думают, не знают, сколь сильно можно пожалеть о своих действиях.
Когда началась война, я смотрел на тех, кто ходит при оружии, носит военную одежду и экипировку, и в любое время может получить приказ выполнять задание, где тебя могут убить. И можно ли назвать этих военнослужащих смелыми людьми? Насколько смелым нужно быть, чтобы оказаться в окопах под Бахмутом? Насколько нужно любить риск и военное дело, чтобы искать драки, в которой можно легко погибнуть?
Позже, побыв рядом с военными из действующих частей ВСУ, я разгадал эту свою загадку. Все дело в том, что ты не попадаешь в мясорубку сразу. Погружение идет постепенно. Сначала ты попадаешь на службу, не связанную с риском для жизни. Тебя убеждают, что там ничего особенного, а под Бахмутом – лишь самые подготовленные и мотивированные. Ну ты думаешь: “мол, это точно не я”. Пуст герои геройствуют, а я тут просто послужу.
За время службы ты привыкаешь военной атмосфере, привыкаешь к оружию, привыкаешь к совместным действиями и вообще к армии. Когда это становится для тебя приличным делом, командование дает тебе какие-то задания, не связанные с риском для жизни, но в тоже время ты при оружии и теоретически можешь его применить, и ты привыкаешь и к этим ощущениям.
Еще через какое-то время, ты как бы случайно оказываешься ближе к боевым действиям. В общем-то до врага далеко: снаряды сюда не долетают; но слышно, как они прилетают где-то далеко, и слышно как наши стреляют в ответ. И ты несешь службу и здесь, потому как уже давно привык, что ты в армии, что ты человек подневольный.
И вот настает день, когда наш боец который 3-4 месяца назад начинал службу и не собирался быть героем стоит в окопе под тем самым Бахмутом. Вокруг вымерзшая земля и деревья-камыши, которые укоротили выпущенные пули. Пулемет MG-42 смотрит в даль, а внизу, накрытый черным пакетом, лежит твой мертвый товарищ, который тоже не собирался быть героем, ждет, когда санитары вывезут его тело, и он начнет свой путь домой.
Вот так и становятся люди героями. Незаметно – постепенно. А ведь в начале речь шла о том чтобы просто немного поработать на армию и государство.