Арта

01.04.2023 0 By Capt. Tymur

Эт стало пожалуй самым сильным впечатлением за пережитый 2022 год. Когда я вспоминаю мариуопльские события – первое что оживает в моей памяти – разрывы артиллерийских снарядов в непосредственной близости от себя. Все что мы знаем о войне, все наши представления почти взялись почти целиком из фильмов. В фильмах про войну – артиллерийские разрывы это звуковой ряд, который дополняет картину и дает понять что действие происходит в зоне военных действий. Как бы громко не взрывались снаряды в телевизоре – громкость ограничена установленным уровнем. Взрывной волны нет, выбитых стекол нет, осколков нет. Ничего страшного, это же кино, воссозданная картина прошлого. Причем еще вопрос, кто и что воссоздавал. 

К чему это я, да к тому, что мало кто понастоящему знает что значит попасть под настоящий арт-обстрел. Большинство людей служат всю свою жизнь в вооруженных силах, выходят на пенсию генералами и полковниками, и даже не представляют что они бы обосрались от страха, если бы в десяти метрах от них взорвался снаряд от РСЗО.

Каждому кто собирается связать свою жизнь со службой в армии нужно сделать примерно следующее: заглянут в глаза и спросить – “ты понимаешь что от тебя в любой момент может потребоваться по настоящему рискнуть жизнью и с высокой долей вероятности погибнуть?” А потом показать фильм типа “Честилища” которые давным давно снял Невзоров. А всем кто рассуждает о необходимости боевых действий – нужно посадить в бетонное укрытие на полигоне, и выпустить по этому укрытию полный залп самых мощых орудий. Война бы мнгновенно ушла бы с повестки дня. Но к сожалению войны начинают те, кто никогда от них не страдал, и даже этого себе не представляет.

  Где-то 1 Марта 2022 года, на входе на рынок на семнадцатом я увидел двоих солдат в полной выкладке. Я был за рулем и они спросили не подвезу ли я их. Я охотно согласился. Нужно было сперва заехать к кинотеатру «Савона», там оборудовали убежище для тех, чьи жилища были разрушены в первые дни войны, в основном это были люди из восточной части города и Сартаны. Большое здание в котором в раньше находился большой супермаркет электроники, а в последние годы там был фитнес центр. Там пряталась семья одного из солдат, насколько я понял, он был из местных.

  Второй солдат был родом из Полтавы, говорил на украинском языке, хоть и не на чистом. Я спросил его – как у них обстоят дела с обороной города. Он сказал что окопались хорошо и стоят крепко. Я так-же справился о том как у них с питанием и отдыхом, он сказал что тоже все в порядке, все привозят, кормят, спят тоже в относительном комфорте. Так же он сказал что бы мы, (гражданские) не переживали, что они будут стоять крепко.  

  Первый солдат еще долго не возвращался, минут пятнадцать. Тот что из Полтавы, между делом рассказал что тоже очень зол на «пидаров» и на путина лично. Такое вот прозвище получили солдаты путина. Немцы – были фрицами, вьетнамцы были гуками, афганцы были – духами, чеченцы были чехами, а солдаты путина – пидоры. Если послушать обрывки переговоров украинских военных – сразу заметишь, что это слово используется для обозначения живой силы врага. Коротко и звучно, то что нужно на войне.

  Полтавчанин сказал что пару лет назад купил в этом городе трехкомнатную квартиру и сделал в ней ремонт. Вложил туда десятки тысяч долларов. Мариуполь стал его домом и он его защищал. Но самое главное что он мне сказал – «автоматы до задницы, воюет арта». Это я запомнил, лично пришлось убедиться. Действительно, Мариуполь уничтожала арта, гражданских убивала арта, оккупантов путина тоже, убивала и калечила арта, только Украинская.

 Когда в непосредственной близости с тобой, ну метров так двадцать, разрывается снаряд это издает такой громкий и в тоже время резкий звук, что твой мозг совершенно не понимает что это было, ведь он не рассчитан на такие децибелы. Это и есть мое самое яркое воспоминание из Мариуполя.  Таких близких ко мне разрывов было минимум три.  Хорошо что всякий раз между мной и разрывом было какое-то препятствие. Поэтому мне не приходилось на себе ощущать взрывную волну. Те кто оказывался в радиусе до нескольких десятков метров от разрыва были убиты.

  Помню как в один из дней иду я пешком по улице Итальянской с двумя пятилитровыми бутылками воды, я ее нес с приморского бульвара где набрал из родников. Проходя мимо медицинского центра «АДАСТРА» увидел большую лужу засохшей крови. День был снежный и кровь было трудно не заметить. Я подошел к этой луже, повернул голову влево и увидел что в цокольный этаж попал снаряд. Очевидно этого человека убило осколками, потому как до места разрыва было метров пятнадцать.  В том что человека именно убило, а не ранило, не было сомнений, крови было очень много. Посмотрев на это все пару секунд я скорее побежал домой. Осознание того что ты играешь в смертельную лотерею и ты бессилен перед случаем и вероятностью того что осколками убьют именно тебя. Мне хотелось сделать хоть что-то, чтобы быть в большей безопасности, поэтому я побежал.

Ходить по городу было опасно, но люди все равно ходили, по надобности и без. Воды не было, нужна вода, бери бутылку и иди. Нужны дрова – иди ищи. Нужно что-то узнать, связи нет, телефон не работает – иди узнавай. Вот так люди шли, и не все возвращались, и чем дальше тем больше было таких. Один дядька стоматолог из вышеупомянутого медицинского центра – лечил мне зубы. Пошел искать сына, тот долго не возвращался, погиб от осколка таких историй наберется тысяч десять, минимум.

 Пропаганда путина постоянно делала акцент на том, что силы обороны Украины используют детские садики и школы для того чтобы вести от-туда огонь. Чудовищная манипуляция которая описывает защитников города как террористов которые разворачивают гаубицу рядом с детской песочницей. Люди мыслят образами, и когда им говорят что «украинские боевики ведут огонь из детского садика» – российские телезрители представляют себе именно так,  головорезов прикрывающимися детьми.

  Думаю каждый кто более или менее понимает что из себя представляет Российско-украинская война в 2022 году понимает что город в котором идут военные действия не живет как обычно. Дети не ходят в садик и школу, буйного алкоголика не приедет усмирять наряд полиции, мусорная машина не заберет мусор. Все муниципальные здания куда в мирной жизни ходили люди и дети в том числе превращаются просто в постройки не населенными людьми, которые могут запросто использоваться как склады и площадки для запуска артиллерии. 

  Особенность Мариуполя в том, что далеко не плотный город. Население в 450 тысяч человек размазано на 166 квадратных километров. Одесса при точно такой же площади имеет население в два лишним раз больше. Очень большая площадь города, многие сотни пустых муниципальных зданий распределенных распределенных по столь большой площади. Насколько мне известно артиллерия ВСУ постоянно перемещалась  по городу и вела огонь по оккупантам путина окружившим город. 

  Смею предположить что разведка и связь сил обороны Мариуполя работали по наивысшим современным стандартам. Наверно не ошибусь если скажу что союзники у которых в распоряжении чуть ли не все спутники на орбите земли кроме российских и китайских – давали информацию. Спустя месяцы, мне пришлось общаться с одним человеком (гражданским) который посмел выехать из города четвертого марта через «Порт Сити».  Парень еще тот смельчак, или просто не понимал насколько это опасно. Так вот он, рассказывал что видел очень много покойников просто валяющихся небольшими кучами вдоль дороги.  Отъехав чуть подальше – он увидел армейский грузовой Урал – кузов был загружен мертвыми телами, причем лежали они навалом, руки ноги торчали во все стороны. Все они погибли от снарядов выпущенных с Мариупольских улиц.

 С момента начала войны, я пробыл в Мариуполе 3 недели. Все это время украинская артиллерия лупила по ним постоянно. Если и были перерывы то весьма непродолжительные. Из разных направлений постоянно слышались одиночные выстрелы и запуски ракет РСЗО.  На третьей неделя я стал удивляться, откуда у них столько боеприпасов… Ладно одна неделя, ладно две, но так что уже прошло почти три, и они до сих пор стреляют, значит боеприпасы были. Это было очевидно и для захватчиков. Мы никогда не узнаем точно, сколько их полегло под Мариуполемм пока по ним била наша артиллерия.

 С течением временем захватчики все сильнее расстреливали город. Очевидно их целью были склады боеприпасов которые могли находиться где угодно, в сотнях муниципальных зданий на ста шестидесяти квадратных километрах, поэтому они били по всем. Подтверждение тому – цифра, около 90 процентов зданий Мариуполя были разрушены или получили критические повреждения.

 Интенсивность обстрелов постоянно возрастала. Враг почувствовал вкус крови и начал звереть. Пропаганда путина преподносила разрушение города и смерть гражданских как результат действий сил обороны Украины. Насколько я знаю, большинство солдат вермахта, заходя в разрушенные и сожженные города верили, что это сделали коммунисты. Никто не хочет чуствовать себя неправым и тем более чувствовать себя инструментом или соучастником преступления, поэтому они охотно позволяли себя убедить что это все сделали защитники, а они хорошие, несут добро и порядок. Так было в 1941, так было в 2022.

ОГЛАВЛЕНИЕ