Довоенный косметический ремонт.

Довоенный косметический ремонт.

02.04.2023 2 By Capt. Tymur

Два десятка лет я возвращался в Мариуполь из своих заморских заработков и временами слышал один и тот же анекдот: В Мариуполе делают дороги.  Не помню сколько раз я это слышал, но дороги так и не сделали. Точнее сделали 2-3 проспекта, которые через 2-3 года приходили в изначальное состояние.

  В начале 2021 года мой старый друг Артем забирал меня из Запорожского аэропорта и по дороге говорил эту самую фразу: «Делают дороги». Причем имел в виду что в этот раз, делают не так как раньше – доделают обязательно.

  В довоенном Мариуполе было принято хвалить мэра Бойченко, за то что он большой молодец по части обустройства и развития города. Посмотрев на его успехи лично, могу сказать что феномен группового мышления действительно существует.  За исключением ремонта не особо длинного списка посещаемых городских локаций, нового дорожного полотна, бордюров и разметки на дюжине главных улиц, чистых трамваев и автобусов, ничего с городом не произошло, но несмотря на это среди Мариупольцев укоренилось мнение что Бойченко хороший мэр и городу с ним очень повезло. Сам же я, оценку ему не даю. Говорю лишь то, что видел и знаю сам.

  Рецепт довоенного преображения Мариуполя прост. Люди настолько привыкли к разрухе, обветшалости, безразличию властей, что новые троллейбусы и свежий асфальт приводили их в восторг.

 Было еще кое-что, в предвоенные годы стало модно проводить разные события вроде фестивалей именно в Мариуполе. Летом 2021 года, я удивлялся тому что буквально без перерыва в городе происходят какие-то события на которые, съезжаются люди со всей Украины, и не только. 

 Было такое чувство что все уже давно забыли тему войны, горячей фазы боевых действий 2014-2015 годов, эти дурацкие путинские квазиреспублики. Все адаптировались к новой жизни, и по моим наблюдениям с 2019 года жизнь в Мариуполе перестала казаться унылой. В город стали возвращаться и приезжать люди повидавшие мир, они говорили что в Мариуполе на самом деле очень хорошо, город стал считаться перспективным. Сейчас, когда он разрушен – каждый второй говорит что он был городом красивым.

 Детство мое прошло в девяностые годы. Если быть честным – я никогда не видел особой красоты, скорее наоборот. Ноябрьская серость, слякоть красно коричневые полы и зеленые стены школы куда я ходил, за этим я точно не скучаю.   Были конечно места где можно было погулять вроде драмтеатра, приморского бульвара и еще парочки мест, но мне казалось что в городе по большому счету приезжим показать нечего. У нас даже нормальной центральной улицы не было. Та что ей считалась  была на 90 процентов застроена типовыми многоквартирными домами советской эпохи. И все бы было ничего, но колхозное остекление балконов, кондиционеры и утеплители, магазины и прочий мелкий бизнес со своими колхозными вывесками делали эти дома уродливыми. Уверен что до того как город оброс всем этим мелкобуржуазным мусором – он смотрелся намного лучше.

А еще, этому приморскому городу сильно нехватало одного важного атрибута – набережной по которой можно гулять вдоль моря. Там где она могла быть – проходят железнодорожные пути подвозящие груз в Порт.

Город изменился с 1991 года. Если и появились новые архитектурные объекты, хватило бы пальцев одной руки чтобы их посчитать, и облика города они не меняли. 

 В 2021 году я много гулял по Мариуполю, много снимал. В один день я внимательно рассматривал место с которым связано мое детство – морской вокзал и площадь Лунина. До войны там стояли пять девятиэтажных домов облицованных желтой плиткой, их освежили желтой краской и вместе с ухоженными клумбами и тротуарами это выглядело неплохо. Хотя колхозные вывески кабачков, парикмахерских и магазинов были как бельмо на глазу… Подойдя к поближе к этим домам, я увидел что поверхности, где отвалилась плитка, стоят без изменений, их просто покрасили яркой краской. Меня это сильно расстроило, я стал обращать внимание на другие «отреставрированные» городские объекты и снова видел этот почерк, яркая краска поверх отвалившейся плитки. 

Яркая краска по старой штукатурке. Преображение города.

Гулял возле школы 26, о реконструкции которой было недавно объявлено. Что меня удивило, что реконструкторы не оборудовали съезд и полосу для посадки и высадки учеников. Когда я был за границей – обращал внимание – что вход в школу напоминает зону высадки аэропорта, это было очень удобно. Я смотрел на это и не мог понять, как же можно в нынешние времена школе без этого обойтись, когда от трети до половины детей привозят на машинах. Короче – реконструкция моей школы – была просто дорогим капитальным ремонтом. Но выглядела она конечно хорошо, жаль что нельзя было сделать с остальными школами города.

 Гордостью города считалась Мариупольская водная станция комбината Азовсталь, молы которой превратили в красивые променады. Я занимался на этой водной станции в подростковом возрасте, и встретив своего тренера среди прочего расспросил его о реконструкции. Ведь сваи, на которых стоят эти молы были забиты еще в шестидесятых годах, и лично я помню многие из них проржавевшими еще в девяностых годах. Тренер сказал что эти проржавевшие сваи просто закрыли листами металла. И несмотря на то, что это было красивое место, стояло оно все-же на ржавых и дырявых сваях, которые просто закрыли тонкими листами металла.

Май 2021 года. Старые, наполовину сгнившие сваи закрыли листами тонкого металла. которые за год, тоже стали ржавыми.

 Мариуполь город с большой площадью и малой плотностью заселения. Ему конечно же были не нужны новые дома, тех что построили при союзе было больше чем достаточно.  Поэтому не стоит удивляться тому, что у нас не выросли новые районы. Хватало и старых. Когда старые улицы очистили от разного мусора вроде ларьков и всякого самостроя – это выглядело как чудо. Когда старой советской архитектуре немного накрасили губы – покрасив яркой краской по обвалившейся плитке – это выглядело как чудо. Чистые троллейбусы – выглядели как чудо. Как же мы привыкли к разрухе…

 Я ни в коем случае не хочу обесценить труд людей которые делали наш Мариуполь лучше – но надо признать, что это был все же косметический ремонт.  По слухам из городского совета, труды мэра Бойченко не прошли бесследно, его заметили в Киеве, и его ждала должность заместителя министра. И нет сомнений что с избранием нового мэра, пришлось бы делать новый косметический ремонт. Но война все списала.

ОГЛАВЛЕНИЕ